«Когда б вы знали, из какого сора…»
Анна Ахматова, «Тайны ремесла».
Так уж вышло, что мне пришлось в
недавнем прошлом продегустировать всю продукцию ПССФ. Отдел маркетинга и развития
отечественного производителя обратился ко мне, в лице одного из своих
сотрудников, с предложением систематизировать описание смесей и привести его к
единому образцу - то есть, попросту, подготовить данные для каталога. Я согласился, поскольку мне представилась хорошая возможность
поближе познакомиться не только с самой продукцией, но и «заглянуть на кухню». Вполне
логично, что, имея в своём портфеле более полусотни блендов и являясь, до
недавнего времени, единственным производителем трубочного табака на территории
нашей страны, сложно оставаться невидимым для обычного трубокура. Скажу сразу:
передо мной не стояло задачи сделать подробные обзоры на эти табаки, и я связан
некоторыми обязательствами по контракту. Так что ищущие детальное описание того
или иного бленда могут смело переходить к другой статье моего блога или на сайт
Погара. Я же ограничусь общими замечаниями о ситуации с отечественным
производством трубочного табака, сделанными на основе той информации, которая у меня есть.
Для начала – впечатления о
проблемах производителя. Впрочем, сама фабрика, возможно, описанную ситуацию
проблемой не считает. Претензии к смесям Погара, в целом, укладываются в три
этапа блендинга:
- создание рецепта – кем, из чего и для кого создаётся та или иная смесь
- выбор сырья - насколько качественный лист берётся для смеси, из каких ингредиентов создаётся смесь, какой обработке подвергается сырьё
- стабильность качества смеси – доступность одних и тех же ингредиентов для продолжительного выпуска смеси, соблюдение принятых стандартов при их обработке и хранении регулярная проба готового продукта при изменении ингредиентов с целью тюнинга и регистрации изменений.
К огромному сожалению, Погар,
похоже, не имеет контроля процессов ни на одном из этих этапов.
- Авторы большинства смесей неизвестны либо уже давно покинули фабрику, а нынешний персонал, похоже, мало заботит, что конкретно они выпускают на рынок, пока этот продукт продаётся. Естественно, будучи существенно ниже по цене (но и по качеству! – об этом я скажу ниже), он продаётся.
- Обратная связь с потребителем практически отсутствует. Отдельные пожелания, доходящие до руководства, по всей видимости, игнорируются – либо требуют телодвижений, на которые производитель неспособен, или не желает их совершать.
- Сам потребитель, в массе своей непритязателен - поскольку качество смесей с годами неуклонно падало (что неоднократно отмечено теми, кто пробовал продукцию ПССФ в течение многих лет), тот, кто имеет представление о качестве и возможность брать более дорогой продукт, давно ушёл к импортному производителю, либо занялся самостоятельным творчеством. Соответственно, вся схема производства трубочного табака строится по принципу, который в 90-е прекрасно озвучил Богдан Титомир.
- Смеси собираются из сырья невысокого (а то и вовсе, сомнительного) качества. При этом, несмотря на то, что технологам табачной промышленности известно, что даже листья, растущие на разной высоте куста и собранные в различное время, имеют разное содержание сахара, эфирных масел и никотина, такого отбора не делается – в рецептуре содержится минимум информации, а иногда, как в случае с серией Bristol, она лишь вводит в заблуждение (пример: на одной из смесей серии Bristol указано наличие аж 35% сирийской латакии – при том, что этот компонент уже давно отсутствует на рынке!). Производитель, как правило, указывает лишь страну происхождения табака, частенько не вдаваясь даже в такие необходимые детали, как то, какой компонент из какой страны пришёл, и ограничиваясь лишь географическим упоминанием. По мере составления каталога я пытался исправить данный факт, но, как правило, безуспешно, поскольку сведений у меня было мало. В результате такого подхода, создаётся ситуация, когда качество массово подменяется количеством (по незнанию или намеренно) – к примеру, производитель указывает огромное количество вариаций вирджинии в своих смесях, но не приводит по ним никаких данных. (Обратный пример – использование качественного сырья и исключительный подход к его обработке - можно наблюдать на смесях McClelland, частенько состоящих из двух-трёх компонентов. И даже смеси серии Small Batch компании Cornell & Diehl, которую злые языки называют «американским Погаром», состоят из трёх-четырёх, но очень качественных и тщательно подобранных компонентов.) Кроме того, разные компоненты, как правило, не обрабатываются по-разному (прессовка, нарезка, термообработка, выдержка, раздельная ароматизация - дающие различные оттенки разным сортам табака), а просто смешиваются в пропорциях, которые указаны в рецептуре. В довершение всего, готовая смесь (и даже компоненты для блендинга!) обильно подвергается массированной обработке пропиленгликолем и глицерином с эссенциями, скрывающими натуральный запах и естественный вкус табачной смеси.
- Плавающее качество смесей неоднократно обсуждалось на всевозможных табачных форумах. Оно является закономерным следствием из предыдущего пункта, и особенно хорошо видно на примере компонентов для блендинга, выходящих под маркировкой «Табак Погарский». Содержимое пакетов одного и того же табака, купленных в разное время, может отличаться друг от друга как по виду табака, так и по его качеству (и даже по нарезке). Разумеется, в смеси, залитой ароматизатором и глицерином, отследить данный факт сложнее. Однако, в своё время я не брезговал английскими смесями серии Bristol, но, открыв недавно свежие кисеты, не смог не заметить того, что та ил иная смесь явно изменилась в худшую сторону. И, если поискать в Сети, то отзывы, связанные с падением качества трубочных табаков отечественного производителя займут объём текста, значительно больший, нежели описание всей номенклатуры его блендов. Я прочитал достаточно отзывов, чтобы утверждать: качество смесей, в целом, со временем стало ниже, вкус и аромат произвольно изменялись, а компоненты упростились.
Кроме того, некоторые вопросы,
которые у меня возникли практически ко всему объёму производимого трубочного
табака:
Зачем добавлять такое количество
глицерина в смеси? Некоторые из них не сохнут, даже проведя несколько часов на
открытом воздухе. (на самом деле, ответ
мне хорошо известен, и я привёл его выше).
Зачем вообще ароматизировать и
соусировать табаки для блендинга? Чья идея, к примеру, привела к тому, что
турецкие ориенталы в банке для блендинга пахнут ванильно-медовой отдушкой?
Почему в некоторых смесях
присутствуют табаки, не указанные в рецепте? Что это – халатность при
смешивании, указывающая на низкий контроль качества? Или же это намеренная
попытка ввести покупателя в заблуждение?
Я прекрасно понимаю, что ответа
на эти вопросы, скорее всего, я не получу никогда, и ситуация в обозримом
будущем вряд ли изменится – до тех пор, пока объёмы продаж трубочного табака не
падают значительно, а для самой фабрики они не являются основным источником
дохода, на фабрике не появятся ни новый мастер по блендингу, достойный хотя бы
лавров Надежды Пуздровой (не говоря уже о мэтрах калибра Йенсена, Оулетта или
Пиза), ни качественное сырьё, ни соответствующая ему система контроля
производства. При этом, как показывает опыт, в малой серии данные проблемы
достаточно легко решаются энтузиастами, подобными группе ижевских трубокуров, создавших весьма качественные рецепты
серии Koltoma Tobacco
буквально на дому.
В принципе, на этом можно было бы
и закончить эту статью, и пусть каждый из трубокуров сам решает, стоит ли ему
тратить время и деньги на отечественного производителя, и насколько большим
снобом является автор, который предпочитает табаки других производителей. Но
мне хочется как-то изменить сложившуюся ситуацию, пусть даже моё мнение будет
гласом вопиющего в пустыне.
На мой взгляд, интересным выходом
из сегодняшнего положения, в котором отечественный производитель у серьёзных
ценителей трубочного табака не котируется вовсе, могло бы стать производство
ограниченных малых серий табака, выполненного из качественного сырья по рецептам
независимых блендеров, с привлечением их к процессу отбора сырья, производства
и контроля качества готовой продукции. Подобный эксперимент, окажись он
удачным, мог бы здорово изменить ситуацию и привлечь внимание энтузиастов блендинга,
а сама фабрика получила бы в результате опыт работы «на заказ», достаточно интересное
маркетинговое решение (которое уже апробировано, и работает в других компаниях)
и портфолио новых рецептов. Подобные попытки у Погара были, но всё закончилось
одним-единственным блендом.
И, наконец, как и обещал в начале
статьи, я напишу краткую субъективную характеристику сериям табака Погарской
фабрики в целом.
«Номерные» смеси Погара. Большая
часть из них, похоже, сделана из одной и той же смеси (вирджиния, берли,
кавендиш), и отличается только ароматизаторами, которыми щедро заливают готовую
смесь. Я делал сравнительные снимки и пробу на вкус всех смесей после
проветривания на открытом воздухе, и могу сказать, что в смеси №1 чуть больше
берли, а в смесь №6 добавлен кентукки. Смесь №10 выбивается из общего ряда,
поскольку, фактически, это моно-табак для блендинга (сигарный лист). Отличия
между остальными смесями на снимках крайне незначительны. Столь же
незначительны они становятся и по вкусу, как только эссенция выветривается в
процессе курения.
Bristol. Эти смеси, в целом,
иллюстрируют мастерство блендеров Погара не только в жонглировании
компонентами, но и в изготовлении эссенций и соусов. Это самые сырые смеси по
влажности, многие из которых не высыхали у меня даже по прошествии нескольких
часов. Впрочем, среди пакетов попалась пара, содержимое которых можно курить,
если больше нечего.
The Royal Pipe Club. В своё время эта серия
носила ещё более звучное название The Royal Pipe Club Of Scotland и имела более широкую линейку
рецептов, среди которых выделялись плаги и кейки – к слову, весьма неплохие.
Она подавалась в банках или металлических пеналах. Но со временем название
претерпело изменение, а вместе с упрощением ушли в прошлое и сложные в
изготовлении формы. Теперь эта серия -
примерно то же, что и Bristol,
а о былом величии напоминают лишь флейки со звучным названием Imperial и Napoleon, сделанные всё из
того же непонятного сырья.
А.Г. Рутенбергъ. Об этой серии
стоит сказать особо, поскольку она подаётся как премиальная, и, до недавнего
времени, имела «лимитку» Рутенберга 2014 года в своём составе. Маркетологи
Погара очень хорошо поработали, вся серия просто
кричит о своей исключительности: «Трубочные
табаки этой серии готовятся по старым семейным рецептам, пользовавшихся немалой
популярностью еще в XVII-XVIII веках. Современная серия трубочного табака А. Г.
Рутенбергъ создается в духе традиций старого производства под строгим
контролем, включающим в себя тщательный отбор табака, из которого рождаются эти
великолепные табачные смеси». Указано, из скольких сортов вирджинии
(максимум, который я видел – ДВАДЦАТЬ ТРИ, мои аплодисменты маркетологам!)
состоит тот или иной рецепт, словно количество сортов сырья всерьёз влияет на
качество готовой смеси. Названия и этикетки в ретро-стиле также должны намекать
на винтажные рецепты и богатый многолетний опыт, использованный при создании
серии. Но, как говорится, «от осинки не родятся апельсинки» - используя общепринятый
на фабрике подход, сложно получить высокий результат, смешай ты хоть полсотни
разных табаков. Качество смесей серии безусловно выше остальных рецептов
Погара, и, хотя, если сравнивать с импортными производителями, оно находится в
близости разве что с табаками Stanislaw от Dan Tobacco,
цена банок и разнообразие рецептов, безусловно, подкупают многих
непритязательных трубокуров. В целом, если бы передо мной стоял выбор,
прекратить курить трубку или же курить только Погар, я удовлетворился бы
Рутенбергом, но большого удовольствия мне бы данный факт не доставил. Смеси
этой серии я нахожу, в целом, приемлемыми, но неинтересными, хотя искренне
надеюсь, что у меня хватит сил сделать по ним обзоры (тем более, что пару я уже
написал, и ещё пара находится в стадии разработки).
Компоненты для блендинга серий
«Табак погарский» и «Stevenson».
Честно говоря, я восторгаюсь Кадниковым, который умудрился соорудить из них
нечто, не только приемлемое для курения, но и, в некотором роде, интересное –
хотя и поговаривают, что то, из чего Андрей собирал свою микстуру, несколько
отличалось от серийных компонентов. Однако, смесь Кадникова в серии Stevenson уже перестали
выпускать, как и целый ряд компонентов в этой серии. Теперь любители самостоятельных экспериментов с табаком теперь имеют
широчайшее поле для исследований – и минимум возможностей, поскольку, на мой
взгляд, имеющейся линейки компонентов явно недостаточно для того, чтобы слепить
из них что-либо достойное. К плюсам серий можно отнести тот факт, что
компоненты для блендинга содержат в себе существенно меньшее количество
глицерина и почти не содержат ароматизаторов (почти!). Тем не менее, из всей
линейки компонентов я могу отметить лишь латакию, качество которой весьма
пристойно.
Надеюсь, я не был слишком
пространен и слишком строг в своих суждениях. В конце концов, моё мнение носит
исключительно субъективный характер.
Небольшое послесловие.
Пару лет назад фабрика начала разработку табаков новой серии, предложив
тестовые образцы вниманию различных сообществ трубокуров, и получила от них обратную
связь. Отзывы были смешанные, но, если бы критика была принята к сведению, конечный
потребитель получил бы что-то новое и достаточно интересное. Мне также было
предложено опробовать эти смеси и сделать по ним небольшой обзор для
внутреннего использования. Остатки этих смесей, обозначенные просто «№1», «№2»
и «№3» до сих пор покоятся на моей полке, изрядно подсохшие, но пригодные для
пробы. После того, как были высказаны пожелания, процесс создания остановился,
а новые смеси на прилавках так и не появились. О новой серии с тех пор не было
слышно ровным счётом ничего. Вот такая грустная история.