Бренд: Mac Baren
Автор: J&F Bell (нынешние владельцы - Imperial Tobacco)
Производитель: Mac Baren
Тип смеси: вирджиния-кентукки
Состав: Вирджиния, Кентукки темного обжига
Ароматизация: минимальная
Нарезка: «монетки»
Крепость: выше средней (3 из 5)
Упаковка: жестяные банки под вакуумом по 50 граммов
Статус: производится
Эту историю можно было бы назвать «Взлёт и падение Трёх монашек», но уж больно двусмысленно будет звучать. Тем не менее, речь пойдёт именно об этом. Не так много осталось в мире брендов табака, имеющих более чем столетнюю историю. Three Nuns – один из таких брендов. По одной из версий его рецепт был создан в конце 19 века небольшой компанией J&F Bell в Глазго и производился там порядка 15 лет, став за это время достаточно популярным. Затем пути «монашек» расходятся: до конца 80-х для внутреннего рынка Великобритании их продолжали делать в Глазго, хотя владельцем рецепта стала другая фирма (а в 1957 году снова произошла смена владельца), а вот экспортный вариант начали смешивать в Ливерпуле и распространять через British American Tobacco, созданную незадолго до этого, чтобы не нарушать торговый париртет между американским и британским табачными рынками. В 1972 году производство было реорганизовано, но права на рецепт всё ещё оставались у Imperial Tobacco (точнее, у фирмы W.D. & H.O. Wills). В 1988 году произошло первое совещание, посвящённое изменению рецептуры – обсуждалась замена перика на аналоги с применением ароматизатора. С этого момента началось падение. В 1990 BAT, ставшая к тому моменту полностью независимой от Imperial Tobacco, но производившая Three Nuns по лицензии, передала права на производство небезызвестной компании Orlik с сохранением рецепта. А на британском рынке примерно в то же время Imperial Tobacco впервые выпустила версию Three Nuns в кисетах и без перика, что вызвало справедливое негодование трубокуров, поскольку качество её было существенно ниже, чем версии в банках. Однако, и экспортной версии скоро досталось: уже к 1994 году было принято решение резко снизить количество перика в смеси (с 14% натурального перика плюс 7% «мануфактурного» до общих 7%). Причина этого решения проста: производство перика падало, и он становился всё дороже. Затем, на рубеже веков, после нескольких проб и ошибок, было принято решение полностью убрать из смеси перик, заменив его на кентукки. Так что нынешние «крики о перике» имеют очень давнюю историю, хотя некоторым из нас ещё посчастливилось попробовать «старый» рецепт, в той или иной его версии. Наконец, в 2013 году рецепт попал в руки Mac Baren, которые славятся тем, что знают о dark-fired кентукки больше, чем кто-либо. C этого момента рецепт (и, соответственно, вкус) смеси остаётся неизменным. Мой обзор будет о «новой» (ха-ха! – прошло более 20 лет!) версии табака, взятого из банки 2016 года.
Внешний вид: за 6 лет нахождения в банке двухсантиметровые «монетки» изрядно потемнели, став цвета молочного шоколада. Кое-где, впрочем, ещё встречаются прожилки более светлой вирджинии. Они хорошо разминаются, если в этом есть необходимость, хотя можно попытаться набить их в трубку стопкой. Влажность идеальна для набивки, и я не преминул этим воспользоваться. Зная свою реакцию на большое количество кентукки, я взял сперва не слишком глубокую трубку, Peterson 999, предназначенную для смесей с кентукки и изрядно отдохнувшую на полке, поскольку я курю такие смеси редко.
Запах: безусловно, тёмный кентукки доминирует, давая древесно-пробковые, ореховые и дымные ноты, вдобавок к которым идёт лёгкий аромат древесины кедра. Лёгкие ноты фруктов и разнотравного сена от вирджинии выступают поддержкой основы из кентукки. В дополнение к этому я, как ни странно, уловил лёгкий запах дублёной кожи, и едва заметную ноту бренди с горьковатым цитрусовым ароматом.
Вкус: достаточно плотный, миндально-ореховый, дымный, древесно-дубовый, чуть маслянистый кентукки, будучи в меньшем количестве, преобладает над вирджинией, дающей травянистую ноту с минимумом сладости и лёгкий пикантно-перечный привкус, который обычно присущ небольшому количеству перика. Впрочем, эта, вызывающая ностальгию, нота быстро исчезает – уже к концу первой трети трубки от неё не остаётся и следа. Зато чуть усиливаются другие ноты, бывшие в начале едва заметными: солоноватый мясной привкус, нотка горького шоколада, немного корицы. Ноты вирджинии также отходят на задний план, хотя и остаются заметными, вкус становится более сложным и монолитным, сохраняясь таким до самого конца. Табак курится очень мягко, не кусается и не имеет каких-либо шероховатостей. Он горит ровно, прохладно и сухо, сгорая в мелкий светло-серый пепел, не оставляя влаги в трубке. Крепость несколько выше средней. Послевкусие маслянистое, древесное, чуть сладковатое, с дымным оттенком.
Дым имеет характерную и достаточно стойкую дымно-древесную ноту кентукки, слегка напоминающую дым от лёгкой сигары.
Что в итоге? Качественная смесь, которую обязательно стоит попробовать. Даже учитывая, что я не очень люблю подобные смеси, я остался доволен как её составом, так и запахом и вкусом. Он существенно превосходит по вкусу Wessex Sovereign, который я описал в прошлый раз, и совершенно точно понравится любителям смесей «вирджиния-кентукки». В довершение могу сказать, что Mac Baren, вдохновлённый популярностью бренда, выпустил ещё несколько вариаций Three Nuns с несколько изменённой рецептурой. Хотя, я бы дорого отдал за банку «старого» рецепта, но такую редкость сейчас днём с огнём не сыщешь.
Послесловие: мне таки удалось найти банку "тех самых" монашек, выпущенных до 1990 года. Не спрашивайте, сколько она стоила, но я купил её. Когда я открою её - обязательно сделаю обзор.

